Кайтовая гонка " ВАРАНГЕР АРКТИК КАЙТ VAKE 2010". Отчет.
GIDRASKLAD спонсировал русскую команду на "Варангер Арктик Кайт Эндуро VAKE 2010".
Читайте отчет и гордитесь НАШИМИ!!!
Планы на эту весну были у всех неопределенные и разрозненные: работа не позволяет, это уже было, так больше не хочу, бла, бла, бла. Где-то в начале зимы мы получили от старого приятеля ШИЗО письмо со ссылкой на норвежский сайт, в котором местный кайт клуб приглашал принять участие в сноукайтовом соревновании в новом необычном формате (автономная эндуро гонка) на полуострове Варангер. В один день все решают свои рабочие моменты, нам едва удается втиснуться в финальный протокол участников (отбор очень жесткий, последним аргументом был подробный отчет о прошлогодней автономке и покайтушке http://vimeo.com/5802747 ) и вот уже две команды от России начинают подготовку и закупки необходимого снаряжения.
Команда "Troitskie Gireviki" Состоящая из двух братьев Василькова Сергея и Василькова Евгения. За шуточным названием нашей команды стоит достаточно большой опыт сноукайтинга в горах и техническая подготовка по преодолению с кайтами больших расстояний. В 2006 и 2007 годах мы принимали участие в первых российских горных сноукайтовых соревнованиях "Royal Battle", проводившихся на плато Лаго-Наки Большого кавказского хребта,респ.Адыгея. В 2007 и 2008 годах мы заняли 2 и 3 места в соревнованиях альпийской серии "Imandra Project" проводившихся на Кольском полуострове. В 2008 году мы заняли 6 и 7 места в стокилометровом супермарафоне по озеру Большая Имандра.В 2009 году мы 6 дней автономно путешествовали с кайтами по тундре Кольского полуострова, осваивая навыки выживания в условиях заполярья. Мы принимали участие в других, менее значимых соревнованиях, а также имеем опыт соло путешествий по большим озерам Восточно-европейской равнины. |
И вот собрав все необходимое, мы поехали на встречу ветру и новым приключениям. Новой целью в этом году был выбран полуостров "Рыбачий". Он показался нам (с высоты космического снимка) очень похожим на «Варангер», и находился от него всего в двухстах километрах, мы решили устроить там «тренировку» перед гонкой. Рыбачий, абсолютно дикий и не заселенный полуостров из-за своей удаленности от дорог, электричества и прочих благ человечества. Единственное обжитое место на полуострове (по данным разведки) это вахтовый поселок "буровиков" на перешейке между Средним и Рыбачьим. |
В день отъезда с Рыбачьего повсеместный прогноз от Windguru и других источников, а в реалии слабые порывы с разных сторон. Возможно Рыбачий, не лучшее место на «Кольском» для сноукайтинга (при ожидаемом направлении ветра с континента). На обратном пути дорогу так развезло, что наш "тюнингованный" урал все таки сел на мосты и нам пришлось немного покопать. По возвращению на «большую землю» нас ждет прекрасный ветер, и мы привычно, для этих мест, накатываемся в «хлам»!
.....Незаметно подходит день сбора всех команд в норвежской глубинке Вадсо.
"Троицкие гиревики": Пересекали норвежскую границу с упавшим настроением. Прогноз на следующие несколько дней ничем не отличался от прошедшей недели. Добровольно колупаться в таких условиях, обутым в лыжи, с пристегнутыми к себе гружеными санями и вяловатым кайтом было равноценно признанию в собственном мазохизме и, переехав границу, мы уже почти решили плюнуть на этот треклятый сноукайтинг и брать курс на Финляндию, и вот…
…съехав с дороги, мы стоим на берегу какого-то фьорда. Ветра нет. Вчерашняя мокрая снежная каша после ночи чуть смерзлась, но нога, под весом всего тела, проминает корочку и проваливается выше колена. Одной половиной мозга осознаешь бессмысленность запланированного предприятия, а другая не дает смириться с таким поражением. Начинаем основательно «подвисать». Будь что будет, едем! – наконец побеждает упрямство.
MADLambs: На таможне привычный "вынос мозга" и вещей из машины для досмотра, многократное переписывание деклараций. Наконец таможня неохотно дает добро и мы неспешно, созерцая гармоничный переход суровых скал в океанический залив, движемся к точке сбора. Серьезно беспокоит только одно – почти нет снега! Куда и зачем мы едем? И вот, вдали показался «Варангер» в абсолютно белой, бескрайней толстой снежной шапке!!! Душа успокоилась...
"Троицкие гиревики":В феврале и марте нам было чем себя занять. Ведь предстояло участие в уникальном двухсоткилометровом автономном марафоне. Нужно было получить визу, сделать и испытать сани, подходящие для длительной транспортировки крупнокалиберных рюкзаков по гористой местности. А также подготовить кучу дополнительного снаряжения для передвижения под кайтом и жизни в условиях заполярья.
Впрочем, наша команда в прошлом апреле уже получила опыт жизни в тундре. Поставив базовую палатку в одной из заросших карликовым лесом лощин, на протяжении недели мы налегке накатывали десятки километров в разных направлениях, возвращаясь вечером на базу. На Кайт-Эндуро предстояло все свое таскать на себе, и минимизация веса заставляла пересмотреть и снаряжение, и питание. Для восполнения калорий, мы выбрали продукцию фирмы Гала-Гала. Супы и каши требовали лишь добавить кипятка, творог же вообще разбавлялся теплой водой. Ни тебе пара, замерзающего на тенте, ни перерасхода газа – все получается быстро, вкусно и питательно.
Прибыв в городок Вадсо за час до назначенного времени, успеваем переодеться, наменять местных крон и упаковать багаж – с этой точки все, что берем с собой, придется или выбросить, или тащить на себе и санях. Оставляем машины, грузимся в поданный автобус и едем на брифинг, где знакомимся с остальными командами и получаем карту маршрута с инструкциями. После фуршета, автобус везет нас на самый север Варангера в рыбацкий городок Берлавог, где участникам предстояла ночевка в спальниках в местном кинотеатре на гимнастических матах.
MADLambs: Обстановка радушия, веселья и неподдельного интереса друг к другу приятно удивила нас с первых минут общения с участниками! название товараСобрав все необходимое снаряжение, (с этого момента все, что берется с собой - едет с нами на всем маршруте) мы поспешили отпраздновать этот знаменательный этап! Бакарди с колой оказалось кстати.
Монотонная дорога в какой-то момент выходит из белой, бескрайней пустыни на береговую линию (удивительно, всего километр от океана и уже "февраль") и начинает петлять, огибая скалы. У же темнеет, мы порядком подустали, водитель неумолкая травит «страшилки» о том, как гибнут в шторм рыбаки, о том, как он прятал свой автобус в прорубленном в скале проезде от ударов волн, захлестывающих дорогу. Эта история не оставила равнодушным ни кого и все дружно просят остановить, запечатлеть это пугающее и манящее место на краю земли.
"Троицкие гиревики":Нужно сказать, что организаторы очень рационально подошли к своему делу – быт участников был предельно аскетичным, зато организация транспортировки, информационной поддержки и спасения была на высоте. Очень разумно, ведь люди со всей Европы приезжают ради кайтового приключения, соревнования, общения с себе подобными, но никак не ради звездочных удобств. Ставлю организаторам за их труд твердую пятерку.
В соревновании по Кайт-Эндуро каждая команда, состоящая из двух человек, должна пройти вдоль ряда контрольных пунктов (чекпойнтов), координаты которых заранее забиты в навигаторы участников и отмечены в их картах. В тех пунктах, где есть люди, фиксацию команды производят они, а в тех, где никого нет, участники должны сфотографировать себя на фоне контрольного пункта. Это и будет доказательством того что чекпойнт пройден.
Быстро пролетает отведенное на подготовку время, протяжно звучит горн, и три десятка кайтов с их владельцами суетливо протискиваются в стартовые ворота. Такое мы видели у нас и не раз... Уступив нетерпеливым дорогу, наша командавслед за разноцветной толпой стала набирать высоту, как по ветру, так и по вертикали. Начало пути представляло постепенно поднимающееся от океана белоснежное всхолмленное плоскогорье, с многочисленными хаотично расположенными холмами и лощинами. Каменистые гряды, торчащие из снега на вершинах холмов и на южных склонах, порой представляли серьезное препятствие для гужевого кайтера. Когда ветра было по минимуму, чтобы найти оптимальный путь, приходилось тщательно анализировать рельеф, а также наблюдать за впереди идущими командами. Некоторые из них иногда заходили с подветренной стороны холмов и отчаянно размахивали куполами буксуя на месте. Туда нам не надо… Галс за галсом, мы продвигались вперед, и, оставив позади несколько команд, оказались в где-то в середине.
MADLambs На старте хорошая видимость, хороший сильный, ровный, хоть встречный и низходящий ветер, и отличный настрой! Дан старт, без лишней суеты мы легли на курс. Первая часть дистанции была несложной. Небольшие шельфы камней почти не мешали лавировке и набору высоты, далее по мере углубления в плато постепенно ветер начал то усиливаться, то скисать. Самое глубокое ущелье мы проскочили на усилении. Единственная заминка там была из за предыдущего участника. Он не вписался в подъем одним галсом, уперся в камни и поднимался "лесенкой с кайтом в зените" в самом опасном месте! А мы стояли на косогоре (не опуская кайты) в жуткой турбуле и ждали пока он освободит проход. Слава богу все получилось, и у него, и унас. На вершине другой стороны ущелья ветер начинает зашкаливать, кто-то меняет купола на меньшие, мы продолжаем быть верными нашим 12метроовым "мантам". Смотрим в карту, сверяемся с GPS, кажется, что все самое сложное позади, до финиша примерно 20км одним галсом, ветер позволяет брать предельно острые "углы атаки" как вдруг за 10км до финиша, за какие-то минуты ветер выключается совсем!!! Силы нас покидают, солнце заходит, команды соперников угрюмо бредут на скитуре на "линию подбора". Шагать нам ну совсем не хочется, пытаемся махать кайтами и подшагивая ногами добираемся до затяжного спуска на озеро.
Ираклий: Мчу вниз ветра ноль, кайт летит на моей тяге наслаждаюсь красивейшим закатом и в душе подсмеиваюсь над норвежцами спускающимися в телемарке с камусом недалёко от меня, вдруг земля пропадает у меня из-под ног и я врезаюсь во что то, теряюсь на пару секунд, цепляясь руками и ногами за осыпающийся снег, понимаю, что сани лежат в воде и я не могу пошевелится иначе тоже булькну вместе с ними в полынью. Благо добрые норвежцы оказались рядом и вынули меня оттуда.
....Время 18:00, гонка кончилась передаем координаты Бьерну. Нащупываем ветровой коридорчик и добираемся до автодороги на кайтах. С дороги нас подвозят до лагеря на машине. название товараНе дошли до финиша каких то 10 км по нисходящей равнине, обидно! Наш трек в этот день превысил 100км строго против ветра, по горам и со всем снаряжением. Не слабое начало гонки!
"Троицкие гиревики":
Все чекпойнты предусмотрительно были расставлены вдоль снегоходной трассы. После третьего чекпойнта трасса резко ушла в сторону от генерального курса – впереди был глубокий каньон с обрывистыми берегами. Мы двинулись вдоль нее на восток, большинство же команд перед нами рванула напрямую в лоб. В одном из мест снегоходная трасса нырнула в каньон, где турбула не замедлила вывернуть наши купола наизнанку. Свернувшись и спустившись к замерзшей речке, мы попали в абсолютный штиль, поэтому, побросав лыжи на сани, мы минут сорок бурлачили их наверх. Подъем саней в гору опустошил термоса и отнял очень много сил, но поднявшись на противоположный берег, мы снова почувствовали движение воздуха. Когда кайт вновь с ускорением потащил меня с санями по склону вверх, ко мне вдруг остро пришло осознание, как это здорово - управлять магической силой природы. Давно забытое чувство, я не испытывал его много лет, с тех пор, как движение с кайтом превратилось для меня в обычное дело. Все познается в сравнении…
Четвертым чекпойнтом заканчивался маршрут первого дня, на нем был запланирован ночлег. Если команда не успевала прийти к нему до 18.00, то она должна зафиксировать свою точку и сообщить ее координаты по СМС Рэйсмастеру Бьерну. После этого, команда должна выходить к линии подбора, которая проходила по дороге или снегоходным трассам.
За остаток дня мы сумели пройти два живописных озера, пересекли три ЛЭП и в шесть часов, видимо по заявке организаторов, отключили ветер. Я так устал, что повалился на сани и выпотрошил из рюкзака кормушку. Уже пару часов, чтобы утолить жажду, мы были вынуждены, как ездовые собаки есть снег. Можете себе представить, с каким упоением я проглотил весь свой запас мандаринов? Мы сообщили координаты Бьерну, он порекомендовал выходить на дорогу и… включил ветер. Благодаря тому, что мы пересекли каньон восточнее, чем основная группа, дорога была в нескольких километрах от нас и уже через полчаса мы встретили помощницу Рэйсмастера Хану на минивэне. А еще через пятнадцать минут мы были уже в лагере, где нас встречали горячей тушеной бараниной с овощами. Дойти сюда самостоятельно успели только 4 команды. |
В итоге нами пройдено 109км, весь путь шли против ветра, не дошли 8 км до цели. Немного обидно, но сделали что смогли.
Итог первого дня: 4 команды из 15ти добрались в контрольное время, до 18:00. Одна команда дисквалифицирована за пренебрежение нормам безопасности (дистанция не более 1км между членами команды), с двумя командами нет связи, не известно их местоположение.
Весь остаток вечера подвозили остальных недошедших – разбросало их по тундре основательно. Проблем добавляло то, что связь на полуострове есть только на вершинах, и мобильники быстро разряжались от холода и постоянного поиска сети.
Печальным известием первого дня стало то, что один из участников сильно травмировался, едва отойдя от стартовых ворот, и его увезли в больницу с множественными переломами.
Пятница: MADLambs: С УТРА ПОЛНЫЙ ШТИЛЬ И ЯСНОЕ НЕБО! Продолжаются поиски двух потерянных команд, старт задерживается, есть надежда на отмену. Все тело болит и просит покоя! К полудню обе команды будут найдены, они застряли в самом глубоком ущелье на ослаблении ветра, старт перенесли на следующий день. Ни кто, как ни странно, не пытался оспорить такое решение... Как то незаметно, пока строили иглу, небо заволокло, штиль сменился на бешенный шторм, поднялась метель, видимость упала до 30-40 метров. Весь оставшийся день бивачили, делились друг с другом опытом, катались на собачьих упряжках, отсыпались в палатках. Кое-кто успел покататься на кайтах, нам было жаль свои ноги. |
Суббота: ОПЯТЬ ПОЛНЫЙ ШТИЛЬ! Короткий митинг, старт назначен на 9:00, и отсутствие ветра ни кого не смущает! К старту че-то дунуло, мы выскочили на вершинку, и опять скисло. Мы решаем не дергаться, не терять высоту, вырезаться пока не дунет, т.к. те, кто решил поискать ветра по ниже, там и остались до повсеместного усиления. Надувастики лежат, наши «12-е манты» летают, но не тянут, с остальными фойлами примерно такая же ситуация. Накатавшись по вершинам коньковым ходом, с первым дуновением уходим в низ, но ветер нас не покидает! Алексей: Это удивительный момент! Я навсегда это запомню! Повсюду безмятежно лежат кайты соперников, всего на дистанции 2-3км, а мы уверенно прем нужным курсом!!! Одним галсом доходим до чек поинта, с обязательной 30 мин. остановкой, и ветер как будто бы опять стихает…. |
"Троицкие гиревики": Накануне так расслабились, что проспали старт: вышли позже горна минут на тридцать!
Все-таки есть преимущество у саней-корыт, с которыми ходят европейцы – побросал в него свой скарб, затянул веревкой-стяжкой и можешь ехать. У нас же на санях лежали рюкзаки, которые нужно было сначала тщательно упаковать, а затем определенным образом привязать к перекладинам саней.
За холмом еще были видны несколько кайтов – пустившись в лавировку им вдогонку, мы упирались, как могли. Когда впервые подскисло, пошли догонять на камусах.название товара Минимально дунуло галфвинд - мы оказались ниже всех по ветру и вынуждены были намахивать к чекпойнту, потихоньку отклоняясь от генлинии. Вырезаться было невозможно – два с половиной м/с – не для острых курсов наших крыльев. Через час заехали в штилевую зону. Блин! Стоя с рухнувшими куполами, мы раздосадовано смотрели, как в километре от нас Сумасшедшие Лоси шпарят на неслабых ходах, на таких же, как у нас кайтах. Ходить на камусах сил уже не было, и, посидев минут двадцать, мы таки дождались капризного ветра и дошли до заветного чекпойнта. «Всем лежать полчаса» – условие оргов. Дует 7-8 метров в секунду, все уже ушли, а мы снова попиваем чай и жуем сухофрукты. Да, денек не задался!
MADLambs: Через пол часа снова в бой, и только одна команда в этот промежуток зашла на остановку! Это вселяет надежду! Далее этим же правым галсом (ВСЮ ОСТАВШУЮСЯ ДИСТАНЦИЮ 50км в одном правом галсе!!!) мы начинаем под усиление ветра нагонять другие команды. Алексей: в какой то момент, я пытался ехать спиной вперед или на одной ноге, чтобы хоть не надолго сменить стойку.
Почти все норвеги шли в стандарте «телемарка» - не лучший выбор на скоростных участках с жестким покрытием. За 10 км до финиша к скоростному курсу добавляется затяжной скоростной спуск! Вот это то, что мы любим! Скорость 50-60км в час колени долбят в грудь, только бы сани не развалились и не разобраться бы самим, будет больно обидно и глупо! Надо бы затянуть триммер, выдать планку, но это не про нас. Мы не снижаем ходов даже пересекая лесополосы. Виден финиш! Напарника начинает мотать, сани все-таки ловят бокового канта, взлетают, переворачиваются и с треском обрушаются на очень твердый снег. Финиш мы пересекаем с перевернутыми санями ЁЁЁУ концовка что надо!!!
"Троицкие гиревики": Наконец дали отмашку, и мы понеслись по широкой долине. Курс сменился - чистый галфвинд. Но сменился и рельеф – появилось большое количество открытых рек и оврагов с обрывистыми берегами, украшенные причудливыми снежными карнизами.
Сергей: Пока видимость была хорошей, мне доставляло удовольствие искать в них проходы, хотя напарник чуть было не нырнул в замаскированную снежными шапками полынью, и к счастью, успел перепрыгнуть. Но вот стал наползать туман и все вокруг слилось в единый светло-серый фон. Идти приходилось по приборам, и в один момент, спускаясь по какому-то склону, я остановился на краю скалистого обрыва. Кайт выкручивается в лифчик и падает
куда-то за скалу, сани подталкивают меня туда-же. Отстегнув лыжи и провалившись по развилку, понимаю, что путь обратно закрыт. Вытянув и собрав кайт, я немного траверснул и нашел относительно приемлемый путь на дно глубокого оврага. Ныряю с санями с небольшого надува: наверное, то же самое ощущает локомотив, пущенный под откос. Но дальше надо выбираться наверх, в низине сильно крутит. Остаток сил я потратил на освобождение из ловушки и запуск кайта на очень непростом рельефе. Наконец, в разрывах тумана показалась будка чекпойнта. Фотографируемся, меняемся санями и почти бесшумно летим вниз, к финишной точке. Туман постепенно расступился, и открылась широкая долина, окруженная гористыми лабиринтами карликового леса. Проходя через один из них, петля срывается с крюка трапеции и кайт, вырвавшись из рук, отлетает на сотню метров и повисает на самом высоком в округе дереве. Подергав за стропы, и поняв, что уйти из национального парка ничего не нарушив, не суждено, я извлек из рюкзака ножовку.
В шатре на финише нас традиционно ждало тушеное мясо. Все пиво выпили более расторопные кайтеры. Нам осталось довольствоваться кофе и газировкой. А также девятым местом. Досада куда-то выветрилась, наоборот, было очень приятно лежать на оленьих шкурах, вдыхая аромат походной печки и слушая непонятную норвежскую речь. И наплевать на все неудачи дня, ведь как говорится, не пивом единым…
Впереди нас ждал спуск в город к оставленным машинам, фуршет, награждение победителей, баня и долгая дорога домой.
MADLambs В итоге мы шестые, наверное это не так плохо, учитывая уровень соперников, многие зарабатывают с кайтом на жизнь(инструкторы или прорайдеры) все Норвежские команды многократные участники трансгренландских экспедиций. |
Сергей: ....И как это удивительно, что всего три дня назад мы были готовы все перечеркнуть - уехать, не посетив это волшебное место – Варангер и не пройдя этот замечательный маршрут в компании таких необычных живых людей, участников и организаторов самой сложной и длинной сноукайтовой регаты на планете Терра. |
Алексей: Это был бесценный опыт и сильнейшие впечатление за последние много лет! Я точно помню, что вечером первого гоночного дня я очень сильно устал и не был уверен в том, что МНЕ ЭТО НАДО на следующий год! Но всего через три дня, совсем немного отдохнув, уезжая из Вадсо, я уже начал считать дни до следующей гонки. И я думаю, нас будет больше на следующий год! Хотелось, конечно, подинамичней, местами побольше ветра, очень многое надо доработать и пересмотреть в снаряжении. На это у нас чуть меньше года постараемся успеть! |
Ираклий: Это самые запоминаюшиеся соревнования в моей жизни по Атмосфере и сложности. Ждите меня Норвегия на след год я вернусь)))))) |
Евгений: Все хорошее, слишком быстро заканчивается…. |